Суббота, 7 июня. Кому-то - инавгурация, а кому-то просто захотелось покататься и пофотографировать.
Начали с горки, расположенной в 300 метрах от дома, на окраине Старого Города.
Вид на кусок Старого Города и центр Миасса
Не зря говорят, что людьми движет лень. Вот и нам было лень лезть в горку, поэтому заехали на машине почти на вершину. В метре от капота Николая Николаевича - хорошенький такой обрывчик... На заднем плане - коттеджный городок с романтическим названием "Старогородская слобода"
"Дастер уходит в небо..."
После этого отправились в Башкирию, до которой всего-то 20-25 километров.
На днях попался на глаза анекдот:
-Это правда, что у вас в России медведи по дорогам ходят?
-Врут! Нет у нас дорог!
Это тоже не дорога, а объезд на участке капитального ремонта автодороги Миасс-Учалы. Новое полотно уже политое битумом для укладки слоя истирания асфальта - справа.
Наш путь - к предгорьям высочайших вершин Южного Урала, гор Большой и Малый Иремель.
А конкретно - башкирская деревня Старобайрамгулово, находящаяся на берегу озера Аушкуль у подножья одиноко стоящей горы Ауш-тау..
По своему строению Ауш-тау - типичный вулканический конус. Но знаменита она не этим. На её вершине находится могила мусульманского миссионера, обратившего в ислам башкир. Обратить-то он обратил, но был убит монгольскими воинами-язычниками. Произошло это на рубеже 13-14 веков. На могиле стоит плита, где арабской вязью это описано. 11 лет назад я фотографировал плиту (некогда расколотую, но ныне установленную заново), а знакомые арабисты перевели её на русский язык. К сожалению, фото осталось на дисках, оставшихся в Киеве.
Поклониться могиле этого мусульманского святого (слово "святой" - с определённой натяжкой, поскольку в исламе прямого соответствия между христианскими святыми и мусульманскими не существует) приезжает множество людей даже из Средней Азии: этот человек был родом из города Ош, что и написано на плите.
Посреди склона горы Ауш-тау бьёт источник, считающийся святым. При нас несколько человек, нагруженные разнокалиберными баллонами (от 3 литров до 20) приехали набрать из него воды, но... вода в источнике течёт только до середины мая.
Озеро Аушкуль - место отдыха жителей окрестных деревень и городов. С южной, лесистой стороны все проезды к озеру "оккупированы" палатками.
Кстати, города Ауш-тау - тоже излюбленное место многих "продвинутых" отдыхающих. Дельтапланеристов.
Ещё одна башкирская деревенька Балбык расположена непподалёку, на берегу одной из самых длинных рек Челябмнской области, реки Уй. На фото - пруд, устроенный в верховьях реки, стекающей со склонов Иремеля.
Но конечный пункт нашего путешествия - старинное русское село Вознесенка. Когда-то это был медеплавильный завод (окрустные горушки до сих пор сохранили следы медных шахт, хотя их входы засыпали, чтобы местные мальчишки не лазили по опасным выработкам. Основано было в середине 18 века, как только началось освоение башкирского Урала.
Село получило название по храму Вознесения Господня. Это - храм 19 века, построенный на месте деревянного.
У храма непростая судьба. В годы борьбы с "религиозными предрассудками" храм закрыли, а колокола сбросили. На фото видно, как был разломан проём на звоннице, через который сбросили самый большой колокол. Его решили отправить на переплавку. А чтобы побыстрее доставить в Миасс, где собирались погрузить на ж/д платформу, колокол повезли через озеро Аушкуль. Лёд не выдержал нагрузки, и колокол провалился. Говорят, до сих пор где-то на дне озера лежит.
Вознесенка сейчас - крохотное село, расположенное в живописных предгорьях Иремеля.
11 лет назад храм находился просто в ужасающем состоянии: разрушенные перекрытия, дырявая крыша, оконные проёмы без рам. И что меня особенно возмутило - расстрелянные из дробовиков фрески на стенах.
Но уже тогда за восстановление храма взялся присланный батюшка. Где он нашёл средства, чтобы подлатать эту красоту, я ума не приложу: в седе едва ли наберётся две с половиной сотни жителей, никакого производства нет. Тем не менее, сдвиги налицо: появились окна, перекрыты купола, на звоннице даже колокола есть.
Храмы храмами, их на Руси - тысячи и тысячи. А вот памятник, стоящий возле храма - просто уникален! Он установлен в честь отмены крепостного права ещё в 1860-е годы. Таких, оказывается, в России - всего два: один в Вознесенке (Башкортостан), а второй - в Свердловской области в селе Нижнеиргинское, являющемся родиной самовара. Но о родине самовара - в другой теме.
Памятник запущен не менее храма. На лицевой стороне надпись или табличка утрачены, только ниша сохранилась. На обратной какая-то надпись едва-едва просматривается на мраморе, но без использования специальных (хотя и простейших) средств её не прочесть.
Как писали в школьных сочинениях, "вот так я провёл выходные".
Итого - около 150 километров пробега, включая петлю от Старобайрамгулово до Вознесенки и обратно. Примерно так это выглядит на карте:
http://maps.yandex.ru/?rtext=54.995335% ... z=10&l=map